Daiquiri.ru. История искусства на чупа-чупсах.

Фэшн-иллюстрация, ар деко, русский балет.

Недавно мне случилось скачать небольшой фрагмент книги Бивиса Хиллера «Стиль ар деко». Я его проглотила за тридцать секунд и чуть не кончила, и всем он был прекрасен кроме отсутствия иллюстраций. Привожу тут небольшую выдержку про влияние русского балета на стиль ар деко, которая показалась мне особенно любопытной. Я обвешала весь текст ссылками и картинками, которых мне так не хватало при чтении, мои циничные комментарии приведены [в квадратных скобках].

Итак.

Стиль, сейчас прекрасно известный как ар деко, по существу был взращен в недрах кубизма. Это был кубизм, одомашненный для массового потребления. Даже те, для кого идеал искусства — вставленный в рамку лес с колокольчиками, кто находил абстрактное искусство несерьезным или извращенным, были готовы покупать обои с кубистскими мотивами, что направляло кубизм на истинный путь — оформление интерьера.

Если кубизм придал ар деко его характерные формы, то Русский балет — виртуально современный феномен — дал ему его цвета. Превалирующими цветами ар нуво были пастельные тона — Альфонс Муха использовал их даже в афишах и плакатах, которые были обязаны привлекать внимание.


Моя любимая «Медея» с Сарой Бернар.

Русский балет внедрил новые, шокирующие цвета: ослепительно-оранжевый, изумрудный и желтовато-зеленый — гемологические [краски камней-самоцветов] краски, которые в сочетании с насыщенными золотыми и серебряными в то время украшали чувственные и экзотические стихи и пьесы Джеймса Элроя Флекера.

Сэр Осберт Ланкастер в разделе журнала «Дома, милые дома» (1938) под заголовком «Первый Русский балетный сезон» описал влияние русского балета на убранство дома:

Такими далеко идущими были сдвиги, которые это удивительное театральное предприятие принесло с собой в гостиные светского общества, что завоевание Наполеоном Египта (тоже заполонившее салоны Лондона и Парижа грудой экзотических безделушек) представляется единственно возможной, хотя и не вполне адекватной, параллелью. Не успеешь сказать «Нижинский», как бледные пастельные оттенки, которые царили на стенах Мэйфэр почти две декады, сменяются разгулом варварских тонов — желтовато-зеленым, пурпурным, различными вариациями темно-красного и алого и, прежде всего, оранжевого.

И опять Париж становится центральным местом действия. В 1907 г. молодой перспективный русский импресарио Дягилев организовал серию концертов в Гранд Опера.

View Larger Map

Глазунов, Рахманинов и Римский-Корсаков приехали, чтобы дирижировать собственными произведениями, и Шаляпин имел громадный успех, исполняя арии из опер. Этот успех вдохновил Дягилева на показ в Париже русской оперы целиком («Борис Годунов» Мусоргского) с детально продуманными декорациями и костюмами.

Эскиз декорации к опере
Эскиз к декорации оперы «Борис Годунов». 1908

И в 1909 г. Дягилев впервые привез в Париж труппу русского балета — показали Павильон Армиды и Пир, а в 1910 г.— Сильфид и Клеопатру в хореографии Фокина, последний балет шел в оформлении Льва Бакста.

Анна Павлова и Вацлав Нижинский в балете
Анна Павлова и Вацлав Нижинский


Дягилевский балет дал свое первое представление в театре Шатле 19 мая 1909 г. (генеральная репетиция состоялась накануне вечером). Павлова, Нижинский, Фокин и Карсавина танцевали главные партии.

В 1910 г. труппа Дягилева пробыла в Париже больше месяца, перед этим проведя две недели в Берлине. В программу показа входили «Карнавал», «Восточные танцы» (Половецкие пляски), «Шехеразада», «Жизель» и «Жар-Птица», в которой блистала Лидия Лопухова. Русские сезоны Дягилева повторялись в течение ряда лет, но только в 1911-м, ключевом году и для кубизма, появилась постоянная труппа «Русские балеты Сергея Дягилева». Особенно успешным стал для нее лондонский сезон.

В 1916 г. эта труппа в первый и последний раз выступала в Нью-Йорке. И в том же году Пикассо и Кокто вошли в кружок Дягилева, и был исполнен кубо-футуристический балет «Парад» [либретто Жана Кокто, музыка Эрика Сати].

Louis Auriacombe, Эрик СатиParade, Ballet Réaliste Sur Un Thème De Jean Cocteau : Acrobates на Яндекс.Музыке

Эскиз декораций к балету
Эскиз декораций к балету «Парад». Пабло Пикассо.

Эскиз костюма к балету
Эскиз костюма к балету «Парад». Пабло Пикассо.

Пикассо, как испанцу, поручили оформление балетов Л. Мясина на испанскую тему: «Треуголка» (1919) и «Куадро фламенко» (1921). [тогда же он познакомился со своей первой супругой, Ольгой Хохловой]
Эскиз декораций к балету «Треуголка». Пабло Пикассо.
Эскиз декораций к балету «Треуголка». Пабло Пикассо.

Большинство ведущих художников 20-х гг. принимали участие в проектах Дягилева. (Де Кирико и Леже оформляли балеты для соперничающей труппы шведского балета между 1920 и 1925 г. [Икеи ещё не было, а творческую энергию надо было куда-то приложить].)

Эскиз декорации к балету
Фернан Леже. Эскиз декорации к балету Д. Мийо «Сотворение мира». «Шведские балеты» режиссер Де Маре. 1923.

Но наибольшее влияние на формирование вкуса публики оказали три русских художника, два из которых особенно тесно сотрудничали с Дягилевым: Александр Бенуа, Лев Бакст и Эрте.

Александр Бенуа любил говорить, что на самом деле он не русский, а итальянец.

Питерский офис Яндекса в бизнес-центре
Питерский офис Яндекса расположен в бизнесс-центре «Бенуа», на фасаде которого принты иллюстраций художника.

Его отец был талантливым архитектором, работавшим в готическом стиле; он спроектировал огромные Императорские конюшни в Петергофе. Ребенком Бенуа наблюдал в Санкт-Петербурге «варварские» народные гуляния на пасхальной неделе и масленице с балаганными представлениями, кукольным театром, катанием на тройках, кипящими самоварами и угощениями пряниками и леденцами. (Впоследствии он изобразил эти сцены в оформлении балета «Петрушка».) Первый раз он был на балетном спектакле в Большом театре — «Баядерке», где декорации изображали тропический парк с позолоченными идолами и на сцене по являлся слон, украшенный сбруей с драгоценными камнями. «Но что пленило меня более всего остального — больше, чем воины в золотых доспехах, чем прекрасные девушки в чадрах и с браслетами на руках и лодыжках, — это группа негров, выходивших на сцену, танцуя, кружась и звеня бубенцами».

В 1890-х гг. он и его друзья были очарованы музыкой Чайковского: «Мне казалось, что именно этого я дожидался с самого раннего детства»,— писал Бенуа. Среди его друзей были Бакст и молодой Дягилев, «здоровяк-провинциал» из Перми, который снисходительному взгляду показался «не очень далеким», хотя впоследствии Бенуа признал, что «из всех нас только он был деловым человеком». Первым балетом, оформленным Бенуа, был Павильон Армиды, который показали петербургской публике в ноябре 1907 г.; он пользовался огромным успехом. Стиль Бенуа — это смесь европейской помпезности XVIII в., «гофмановского» мистицизма, искусства Древней Руси (по его словам, «дворцов, расписных буфетов, сказок и былин») и шопеновского романтизма XIX в., который он воплотил в «Сильфидах» — «бледное видение духов умерших девушек, танцующих свои призрачные танцы среди залитых лунным светом руин и склепов».

Эскиз декораций к балету
Эскиз декорации для постановки балета «Сильфиды» («Шопениана»), Королевский театр в Мадриде, 1916 г.

Бенуа не был таким прирожденным рисовальщиком, как Лев Бакст, о котором сам он однажды весьма лестно отозвался: «его декоративная изобретательность неиссякаема». Бакст родился в 1866 г. в Гродно; некоторые критики объясняли его пристрастие к восточному стилю еврейским происхождением. Он получил основательное художественное образование и занимался рисованием в Санкт-Петербургской Академии художеств, пока не был изгнан из нее за представленную на конкурс «слишком еврейскую» интерпретацию сюжета «Мадонна, оплакивающая Христа». Он познакомился с Бенуа в 1890 г. Его первые эскизы декораций и костюмы были сделаны для балетов «Сердце маркизы» (1902) и «Фея кукол» (1903).

Костюмы к балету
Костюмы к балету «Фея кукол». Лев Бакст

Как и в работах Бенуа, в эскизах Бакста заметны разные влияния: древнерусское искусство; живопись Михаила Врубеля с его «павлиньим» колоритом и чуть завуалированной эротикой; греческая архаика после его путешествия по Греции в 1905 г.; а также некоторые следы сиамского маньеризма, появившиеся после того, как он увидел (и зарисовал) выступления танцоров из Бангкока в Петербурге в 1901 г. Именно его имя ассоциируется в Европе со «стилем русского балета», отчасти из-за феноменального успеха оформленной им «Шехеразады», а отчасти из-за того, что его работы с 1912 г. были выставлены в лондонском Обществе изящных искусств.

Эскиз декораций к балету
Эскиз декораций к балету «Шахерезада». Лев Бакст
Эскиз костюма к балету
Шахерезада. Бакст.
Шахерезада. Бакст.
Шахерезада. Бакст.

Джеймс Лавер писал, что благодаря Баксту «каждая женщина стремилась выглядеть как наложница в восточном гареме». Его неистовые сочетания цветов побудили ювелиров лондонской фирмы Картье [воще-то фирма французская, но это мелочи] осмелиться помещать сапфиры рядом с изумрудами.

Картье. 1909
Картье. 1909
Картье. 1914
Картье. 1914

Историк искусства Р. X. Виленский писал: «Балетоманы и весь модный Париж ныне совершенно очарованы русским балетом. Фортуни и Поль Пуаре [по ссылке нескучное его жизнеописание] одевают в «греческие» платья и тюрбаны в стиле русского балета дам, появляющихся на вечерних приемах в розовых и пурпурных париках».

Платье от Поля Пуаре. 1913
Платье от Поля Пуаре. 1913
Тюрбан. Рисунок Поля Пуаре.
Тюрбан. Рисунок Поля Пуаре.

Третий из этих русских художников, Эрте (в возрасте 90 лет он по-прежнему занимался своими яркими стилизациями, почти не изменившимися с 20-х гг.), никогда не работал на Дягилева.

Эрте

Однажды ему представилась такая возможность, но труппа Дягилева, как обычно, была вся в долгах, и из Нью-Йорка Эрте получил более выгодное предложение. «Это одна из тех немногих вещей, о которых я сожалею»,— признался он впоследствии. Настоящее имя Эрте — Роман Тыртов, он был сыном русского адмирала и родился в 1892 г. Псевдоним составлен из его инициалов — РТ. Образование он получил в Санкт-Петербурге, видел все три постановки Нижинского; делал эскизы платьев для Поля Пуаре в 1913 г.; так же как у Бенуа и Бакста, в его работах соединялись старинные русские и новые европейские мотивы. К концу Первой мировой войны он уже обрел международную известность как театральный художник и модельер и начал делать эскизы обложек для американского журнала Харперс, опять же способствуя пропаганде стиля русского балета.

Обложка Harper's Bazaar работы Эрте.
Обложка Harper’s Bazaar работы Эрте.
Иллюстрации для Harper's Bazaar работы Эрте.
Иллюстрации для Harper’s Bazaar работы Эрте.

Ещё про костюмы русского балета рассказывают в передаче Backstage в телеке Дождь.


Ну и на правах передавания привета: если кто-то хочет загнать ненужную ему книжку «Стиль 20го века» того же Бивиса Хиллера втридорога, срочно бросайте все дела и пишите мне в личную почту, я вас избавлю.

Комментировать