Daiquiri.ru. История искусства на чупа-чупсах.

Марсель Дюшан без писсуара и Джоконды

Зато с невестой.
А вот и она.
«Невеста, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах» (The Bride Stripped Bare By Her Bachelors, Even) — уже одно название чего стоит.
В музее Помпиду, куда она приехала, как я предполагаю, из Филадельфии, где её законное место (хотя помимо оригинала существует ещё две авторские копии), мне фотографировать «Невесту» не разрешили почему-то, и, наверное, правильно сделали – она вся странная и стеклянная, как её ни сфотографируй, она породит новые множественные смыслы.
Итак, «Невеста», как и все произведения Дюшана, знатного затейника, очевидно, про то, чтобы запудрить зрителю моск и посмеяться над ним.

Марсель Дюшан, американский, с позволения сказать, художник французского происхождения, известный своими писсуарными выходками и выяснением «что есть искусство» (надо признать, его подход к этому вопросу мне весьма импонирует), задумал «Невесту» где-то в середине десятых годов прошлого столетия и имел некоторые отношения с этим произведением вплоть до 1923 года, когда она, наконец, была выставлена. По началу работа выставлялась в Бруклине. Потом в один прекрасный момент она разбилась, Дюшан её аккуратно и любовно восстановил и позднее говорил, что в восстановленном после повреждения виде работа сильно выигрывает по сравнению со своим первоначальным вариантом. Сюжет произведения прост — баба и девять мужиков (критика называет из «девять самцовых форм», по-моему, хорошо звучит. Надо запомнить, буду подружке в кофейне шептать: «Гляди-ка, дорогая, какая прелестная самцовая форма за соседним столиком»). Баба сверху (как я люблю), над ней облачко, мужики снизу, выстроились в очередь. Сам Дюшан, несколько позже того, как произведение было явлено миру, говорил, что «невеста обнажается перед удовольствием, которое унизит её». Чтобы ещё больше запутать зрителя, Дюшан собрал все свои заметки на тему и подготовительные работы к этому произведению и сделал «Зеленую коробку» (The Green Box), которая ныне тоже, как и сама «Невеста», выставляется в Филадельфии.
Зеленая коробка.
Критики нараспев предлагают варианты трактовки произведения, оставлю это дело им.
Известно, что в процессе создания произведения автор сильно запаривался насчет физики и математики — искал четвертое измерение. Хитроумные эксперименты привели к тому, что Дюшан предположил четвертым измерением тактильное ощущение любви. Не знаю даже, плакать на этом моменте или смеяться.
Дюшан любил число три, как в русских сказках. В «Невесте» поначалу было восемь мужиков, что его несколько печалило, а когда он прибабашил девятого, все стало на свои места: кратность тройке и гармония.
Кроме того, сам Дюшан полагал свою картину уморительной. Я тоже =)

По теме:
Анализ работы в английской Википедии (англ., завиральное)
Высказывания самого Дюшана о произведении (англ)
Зеленая коробка и более подробные сканые её содержимого на сайте Tate Collection (пользоваться выпадушкой)

Комментировать